Усилители звука СССР: лучшие советские ламповые, эстрадные и другие модели высшего класса Hi-Fi, рейтинг по качеству

Интернет

История

Так получилось, что в Советском Союзе до конца 60-х не было качественных усилителей. Причин тому множество, в том числе: отставание элементной базы, ориентация промышленности на военные и аэрокосмические задачи, невостребованность у меломанов. В то время усилители звука в основном встраивались в другое оборудование, и считалось, что этого достаточно.

Отдельные усилители отечественного производства типа «Электроника-Б1-01» и другие не могли похвастаться высоким качеством звука. Но в начале 1970-х все начало меняться. Начал появляться спрос, поэтому группы энтузиастов стали разрабатывать подходящее оборудование. Потом руководство в министерствах и ведомствах начало понимать, что отставание от западных образцов довольно внушительное и его надо наверстывать. В результате слияния этих факторов в 1975 году на свет появился усилитель под названием «Бриг». Вероятно, он стал одним из первых серийных образцов советской техники высшего класса.

Помните, что в то время мы делили бытовую электронику на классы. Первая цифра в названии устройства означала его класс. И достаточно было взглянуть на маркировку устройства, чтобы понять, к какому сегменту оно относится.

Техника высшего класса, к которой относился Бриг, имела в названии сначала нули, «премиум» гордо носил в названии единицу, «средний» — два, и так далее, вплоть до 4-го класса.

Когда мы говорим о «Бриге», нельзя не вспомнить создателей. Это были инженер Анатолий Лихницкий и его коллега механик Б. Страхов. Они создали это чудо техники буквально на добровольных началах. Эти два энтузиаста из-за отсутствия качественного оборудования решили изготовить его сами. Они поставили перед собой серьезные цели, и им удалось разработать идеальный усилитель. Но, скорее всего, так бы и остался в двух экземплярах, если бы не знакомство Лихницкого с «меломанскими» романами с влиятельными чиновниками в Ленинграде. На тот момент уже стояла задача создать усилитель высокого класса, и к этой работе решили привлечь талантливого человека.

Поскольку Лихницкий работал в неинтересной для себя сфере, он принял это предложение с большим энтузиазмом. Сроки были сжатыми, усилитель нужно было запустить в серийное производство быстро. И инженер предложил образец своей работы. После незначительных доработок через несколько месяцев появился первый прототип, а в 1975 году и полноценный серийный усилитель.

Появление на прилавках магазинов можно сравнить с эффектом от разорвавшейся бомбы, одним словом — это был триумф. «Бриг» нельзя было купить в свободной продаже, а получилось только «достать» со значительной прибавкой.

Затем началось победоносное наступление на рынки западных стран. «Бриг» успешно продавался в страны Европы и Австралию. Усилитель выпускался до 1989 года и стоил немалых денег — 650 рублей.

Благодаря высочайшим характеристикам блок задал планку качества для следующих поколений советских усилителей и очень долгое время оставался лучшим.

Особенности

Чтобы сделать звук оборудования более мощным, вам понадобится аудиоусилитель. В одних образцах он может быть встроен в устройство, в других его необходимо подключать отдельно. Такое специальное электронное устройство, задачей которого является усиление звуковых колебаний в диапазоне человеческого слуха. Исходя из этого, устройство должно работать в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, но усилители могут иметь лучшие характеристики.

По типу усилители бывают бытовые и профессиональные. Первый предназначен для использования в домашних условиях для качественного воспроизведения звука. В свою очередь оборудование профессионального сегмента делится на студийное, концертное и инструментальное.

По типу устройство делится на следующие типы:

  • терминал (предназначен для усиления мощности сигнала);
  • предварительные (их задача подготовить слабый сигнал к усилению);
  • полный (в этих агрегатах сочетаются оба типа).

При выборе следует обратить внимание на количество каналов, мощность и частотный диапазон.

И не забывайте о такой особенности советских усилителей, как пятиконтактные разъемы для подключения устройств. Для подключения к ним современных устройств необходимо купить или изготовить самостоятельно специальный переходник.

На чём играть в ВИА. Топ-10 советских инструментов

Музыкальная индустрия в СССР явно не успевала за запросами музыкантов. Если вы хотите играть большие биты, подождите десять лет, пока индустрия освоит электрогитару. Но со временем заводы закачались — и в результате в стране были выпущены десятки моделей электроорганов, синтезаторов и гитар. Мы отобрали для вас десятку самых важных или просто интересных — если вы вдруг захотите играть в советском «вокально-инструментальном ансамбле».

Терменвокс

Вопреки мифу, терменвокс не является первым электронным музыкальным инструментом, и даже формально созданным еще до появления Советского Союза. Но он точно первым войдет в канон массовой культуры, так что мы его обязательно упомянем. Изобретенный почти случайно Львом Терменом в начале 1920-х годов, он определил звучание всей ранней электроакустической музыки.

На самом деле терменвокс без обработки способен лишь на пару трюков: красивые завывания, похожие на женский вокал или хрестоматийные призраки, и всевозможные атональные флейты. Кроме того, на нем очень сложно играть, что породило целую волну инструментов, построенных по тому же принципу, но более приспособленных к живому исполнению. Поэтому его чаще всего используют либо в академической музыке, либо для создания спецэффектов (да, тех самых визгов летающих тарелок из фильмов 1950-х годов). Но человек с терменвоксом, извлекающий звуки прямо из воздуха, всегда выглядит невероятно эффектно.

Читайте также: Как установить браузер по умолчанию в Windows 7, 8, 10

АНС

Но массовым АНС, названный его создателем Евгением Мурзиным в честь Александра Николаевича Скрябина, не стал — и стать таким не мог. Конструкция была сложной, а требования композитора — предельно конкретными. Это оптический синтезатор: чтобы получить звук от АНС, нужно подать его на диск с нарисованной спектрограммой. То есть вы должны очень хорошо понимать, что именно вы хотите получить. Чаще всего ANS делает то, что проще: всевозможные звуки и звучную музыку, но если его накачать, то можно создавать очень сложные композиции.

Шиховская акустика

Вообще в Советском Союзе акустические гитары производились во многих городах — Ижевске, Кунгуре, Самаре, Ленинграде и так далее. Но символом почему-то стала именно продукция Шиховского завода под Звенигородом — популярные у бардов дубовые гитары. «Шиховская акустика» — образ собирательный, на самом деле существует несколько моделей, как шести-, так и семиструнных.

Впрочем, вы можете заменить этот пункт списка на любой, который покажется вам более подходящим — например, не менее известными акустиками Бобровского или «луначарками».

Электрогитара «Тоника»

Считается, что «Тоника» — первая серийно выпускаемая цельнокорпусная гитара в СССР. Ну и плюс тот же бас. Их выпускали с конца 1960-х годов, было довольно много сортов, которые отличались от растения к растению.

Форма кажется довольно дикой, но вообще в 1960-х в мире было выпущено много такого — посмотрите на какие-нибудь модели Meazzi, Welson или конструкторские эксперименты Wandre. В «Тонике», разумеется, также применено неуклюжее сопоставление с «индустриальными» решениями, такими как настил из стержней или нерегулируемый якорь. Но не так давно копию этой гитары хотел издать Иствуд, известный своими репликами исторических инструментов, а алжирский басист Райан Махан играет на модифицированном басу Tonic (или его клоне.

«Эстрадин-8Б»

Первый советский электробаян, произведенный в промышленных масштабах! Что такое электробаян? По сути, это электроорган с привычным для аккордеониста контроллером. Учитывая количество таких музыкантов в советских ансамблях самой разной направленности, вопрос изготовления электробаянов был действительно актуальным.

«Эстрадин-8Б» — это собственно баян, ножная педаль и два сундучка с колонками и органом. Производство началось в конце 1970-х годов. Гордиться таким аппаратом в «полымуговскую» эпоху цифрового управления, конечно, довольно дико, но такова уж наша местная специфика.

Электрогитара «Урал 650»

Тот самый легендарный «Урал», о котором столько анекдотов сложено. Одна из самых массовых электрогитар в СССР — и, несмотря на все недостатки, не так уж и страшна.

Больше всего «Урал» напоминает японские гитары 1960-х годов, которые сейчас так любимы всевозможными гаражными музыкантами. Слабые яркие звукосниматели, не лучшая эргономика, плохое качество сборки, случайные материалы, куча всяких переключателей: типичная электрогитара из страны, у которой пока нет достаточного опыта в изготовлении. Визуально «Урал» — обратная копия Yamaha SG5, вышедшей почти на десять лет раньше. Впрочем, на волне интереса к ретро Урал, как и Тоника, выглядит вполне самостоятельно и регулярно блистает даже с именитыми музыкантами.

«Поливокс»

Выдающийся труд производственного объединения «Вектор», инженера Владимира Кузьмина и всей советской синтезаторной промышленности. Хорошо звучащий, не похожий на зарубежные аналоги, и даже прикольно (в отличие от большинства советских электромузыкальных инструментов) выглядящий инструмент. 15 лет назад «Поливокс» в хорошем состоянии можно было подобрать на той или иной базе отдыха. Десять лет назад это стоило — ну пять-семь тысяч рублей. А сейчас даже двадцать считается нормальной ценой.

Также это, пожалуй, единственный советский синтезатор, который неоднократно копировали другие производители. А еще он есть в игре Doom 2021. И еще… В общем, вы и сами все знаете.

«Электроника ЭМ-25» и «Том-1501»

Пожалуй, лучшие советские струны для синтезатора. В целом, струнные синтезатора представляют собой особый класс инструментов, изначально предназначенных для имитации струнной части оркестра, но быстро ставших отличительной чертой многих стилей музыки. Если вы слышали Жана-Мишеля Жарра или Зодиака, у них много таких звуков.

Расцвет этого типа синтезаторов пришелся на 1970-е годы. В СССР как всегда немного опоздали — и ЕМ-25, и Том-1501 выпускались уже в 1980-х. «Электроника» — с прицелом на японца Roland, а «Томь» — на итальянца Crumar Performer.

«Каданс С‑12»

Советский ответ гибридным синтезаторам 1980-х, таким как Roland Juno, Oberheim Matrix 1000 или Crumar Bit One. Это тоже инструмент с цифровыми осцилляторами, и он дает характерный «восьмидесятый» звук — можно играть Depeche Mode. Микропроцессор, память, пресеты, аналоговый фильтр, неудобное кнопочное управление — почти классический синтезатор той эпохи.

«Корвет 100У-068С»

Еще один советский усилитель, в чем-то не хуже вышеописанного «Брига», но в целом чуть хуже.

советские ламповые усилители

На передней панели УНЧ расположены такие органы управления и индикации:

  1. Регулировка фильтра высоких и низких частот.
  2. Выберите, чтобы выбрать вход.
  3. Даже объем.
  4. Индикатор превышения уровня сигнала на выходе (перегрузка).
  5. Контроль громкости.
  6. Защита от короткого замыкания, перегрева.
  7. Светодиодный индикатор.

При подключении 8-омной акустической системы мощность составляет 60 Вт, 4-х омной — 90 Вт. Максимальная потребляемая мощность 275 Вт. Большой минус устройства — пластиковая крышка, так как масса усилителя очень большая. Очень надежная техническая часть усилителя уравновешивается некачественным корпусом и органами управления.

«Бриг У-001»: описание

Одним из лучших советских усилителей высокого класса является Бриг У-001. Качество звука очень высокое, но только при условии использования хорошей акустической системы. УНЧ очень хорошо держит бас, посторонние звуки полностью отсутствуют. При прослушивании музыки на высокой громкости динамики не блокируются, что позволяет наслаждаться музыкой в ​​полной мере.

лучший советский усилитель

Средние и высокие частоты также хорошо передаются усилителем — они сильно выделяются, поэтому прослушивание джаза, блюза, оркестровой музыки будет отличным. Все отлично, но масса усилителя больше 25 кг. При отличном воспроизведении живой музыки и фильмов стоит сказать и о недостатке — на нем неудобно слушать рок и металл.

Сам он написал об этом так:

«Все началось с того, что мы с моим другом Б. Страховым, механиком, захотели создать (разумеется, для себя) суперсистему для воспроизведения стереофонических пластинок. Мы договорились изготовить два его образца на пределе наших возможностей, не ограничивая стоимость и габариты. Моей задачей было спроектировать систему, сделать чертежи, собрать и настроить изготовленные образцы. Страхов обязался все достать, а отдельные детали и узлы изготовить на производстве.»
Дело пошло на лад, и инженер медицинского оборудования Анатолий Лихницкий вместе с механиком Страховым создали систему с характеристиками, недоступными для советских серийных моделей. Усилитель этой системы позже будет переделан в серийный «Бриг».

Триумф «Брига»

Презентация первых бригов состоялась еще до официального выпуска и даже до появления серийных усилителей. В 1974 году прототипы были готовы. После должной проверки Свиридов, Каляева и Лихницкий решили продемонстрировать министру судостроительной промышленности Бутоме надежды советских меломанов.
полный размер.jpg
Бутома Борис Евстахиевич — министр, давший добро «Бригу».
Под впечатлением от новорождённой советской хайфы министр пригласил на презентацию ведущего партийного меломана, заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС Леонида Горшкова.
полный размер.jpg
Герой соцтруда и меломан — Горшков Леонид Иванович.
Реакция Горшкова была восторженной. Единственный вопрос, который задал чиновник, — какие транзисторы используются в усилителе. Итогом презентации стала возможность использования в образцах серии «Бриг» танталовых конденсаторов и других дефицитных элементов, ранее использовавшихся только в оборонной промышленности, а также внушительный денежный бонус для разработчиков.

Также известно, что после «шоу» в кабинете Ботумы Горшков вынес нагоняй подконтрольному ВНИИРПА (руководители которого безуспешно пытались навязать участие в Хайфе), во время которого глава поселения, следовавшего за лабораторией усилителей, умер от острое сердечно-сосудистое заболевание.
полный размер.jpg

Рейтинг моделей

На данном этапе развития электроники многие меломаны могут сказать, что советские усилители звука не заслуживают внимания. Зарубежные аналоги лучше по качеству и мощнее своих советских собратьев.

Скажем так: это утверждение не совсем верно. Есть конечно слабые модели, но среди высшего класса (Hi-Fi) есть несколько достойных экземпляров. При невысокой цене они выдают очень достойный звук.

Опираясь на отзывы пользователей, мы решили ранжировать домашние усилители, к которым стоит проявить интерес.

  • На первом месте легендарный «Бриг». Он поддерживает высококачественное воспроизведение звука, но только при наличии отличных звуковых систем. Это достаточно мощное устройство, способное выдавать по 100 Вт на канал в пике. Внешний вид классический. Передняя панель окрашена в стальной цвет и содержит органы управления. К усилителю можно подключить несколько устройств и легко переключаться между ними во время прослушивания музыки. Через этот усилитель приятно слушать джаз, классическую или живую музыку. Но если вы любите тяжелый рок или металл, эта музыка звучит не так хорошо, как вам хотелось бы.

Единственным недостатком устройства является его вес, он составляет 25 кг. Ну а найти его в оригинальном заводском исполнении все труднее.

  • Второе место занимает Корвет 100У-068С. Это почти ничем не хуже первого места. Он обеспечивает мощный 100-ваттный звук, передняя панель оснащена световыми индикаторами, удобными кнопками управления. Но есть недостаток — это корпус. Он выполнен из пластика, что при довольно большом весе устройства негативно сказывается на его работе.

Со временем передняя панель просто приобретает устрашающий вид. Но начинка усилителя и отличные параметры могут компенсировать этот минус.

  • На третьем почетном уровне находится «Эстония УП-010 + УМ-010». Это комплект из двух блоков — предварительного и конечного усилителя мощности. Дизайн строгий и холодный. Даже сейчас, спустя годы, он не будет выделяться из рядов любой техники и не вызовет эстетического отторжения. На передней панели предварительного усилителя находится множество различных кнопок и ручек, позволяющих настроить звук так, как вам нравится и удобно. На оконечном усилителе их немного, всего четыре, но их достаточно.

Это устройство способно выдавать 50 Вт звука на канал. Звук очень приятный, и даже рок звучит качественно.

  • Четвертое место занял Прибой 50-УМ-204С. Он был первым бытовым ламповым усилителем, встретить его сейчас непросто. Дизайн корпуса напоминает современные датаблоки, сделан он из хорошего металла. На передней панели есть только кнопка питания и регуляторы громкости, по одному на канал.

Этот аппарат производит очень чистый и приятный звук. Рекомендуется любителям живой музыки.

  • Комплектация топа «Радиотехника У-101». Этот усилитель можно назвать бюджетным вариантом, но и сейчас он опережает многие аудиосистемы начального уровня из Китая по качеству звука. Мощность у этого блока не большая, всего 30 Вт на канал.

Для аудиофилов, конечно, не подойдет, но для начинающих меломанов с небольшим бюджетом в самый раз.

Арктур-001-стерео

Арктур-001 стерео
0 Усилитель оригинальной конструкции, напоминающий решения западноевропейских производителей, выпускается Бердским радиозаводом с 1976 года.

Все основные органы управления сосредоточены на передней панели, как и индикаторы уровня сигнала.

На задней панели можно увидеть массивные радиаторы охлаждения и транзисторы в круглых коробочках.

Выходная мощность блока составляла 25 Вт на 8 Ом, имелась громкость и темброблок для высоких и низких частот. Полоса частот варьировалась от 20 до 20 000 Гц, коэффициент нелинейных искажений составлял 0,7%. Масса устройства составляет 14 килограммов.

«Радиотехника У-7111»

Это один из лучших советских усилителей, в свое время это был самый «бюджетный» вариант. Но по сравнению с современными усилителями китайского производства Радиотехника У-7111 значительно их опережает. В комплект УНЧ входили тюнер (приемник радиосигнала) и проигрыватель.

советские усилители звука

Внешне очень привлекательный усилитель, есть пятиполосный эквалайзер. На передней панели расположены следующие элементы управления:

  1. Кнопка включения режима «Моно».
  2. Кнопка для включения фильтра верхних частот.
  3. Громкость.
  4. Регулятор тембра для высоких и низких частот.
  5. Контроль громкости.

На задней панели есть разъемы для подключения аудиоисточников — всего их четыре. К выходу УНЧ подключаются максимум два динамика. Также имеется клемма для заземления, предохранитель и розетки. В целом меломаны оценивают звук как хороший, но из 5 баллов максимум 4 с плюсом.

Электрон-20: типичный советский усилитель.

В результате господствовавших тогда заблуждений и отсутствия мотивации у соответствующих ветвей советской власти создание аппаратуры для высокоточного воспроизведения стало уделом энтузиастов. Одним из таких людей был Анатолий Лихницкий, у которого в 1970 году возникла идея создания идеального усилителя. На самом деле Лихницкий целился даже не в HI-FI, а в концепт Hiend.

Юпитер-квадро

Юпитер квадро
0 Как и все советские аппараты, предназначенные для работы в квадрофонической системе, этот усилитель выпускался очень малой партией.

Если формат не получил должного распространения во всем мире, то что уж говорить о Советском Союзе.

С 1975 года данный агрегат выпускал Львовское ПО им. Ленина и должен был поставляться в комплекте с четырьмя динамиками, поставлялись как стереовыходы, так и квадрофонические наушники.

Уровень сигнала регулировался поканально и контролировался стрелочными индикаторами.

Выходная мощность в квадрофоническом режиме составляла 16 Вт на канал, при работе в стерео она удваивалась. Модель весила 15 килограммов и предлагалась за 500 рублей. ××

Внешний вид «Бриг У-001»

Передняя панель серебристого цвета и содержит следующие элементы управления:

  1. Управление басами и высокими частотами.
  2. Балансировка правого и левого каналов.
  3. Кнопка активации громкости.
  4. Кнопка отключения высоких частот.
  5. Разъем для наушников 5.25 (лучше подключать через соответствующий переходник).

Селектор выхода имеет много положений, что позволяет подключать к усилителю несколько источников и динамиков. А во время прослушивания можно быстро переключаться. Вообще очень качественный УНЧ, но купить его становится все сложнее, особенно в оригинальном исполнении.

«Бриг 001» — ранний вариант.

После того, как многострадальная серия «Бриг» поступила в продажу, начался небывалый бум. Достать усилитель можно было только благодаря удивительно хорошим связям и с доплатой не менее 25 советских рублей (четверть месячной зарплаты инженера).
На Лейпцигской ярмарке усилитель получил золотую медаль. В 1977 году бриг активно экспортировался в Великобританию, Францию ​​и Австралию. Специалисты английской компании «Афиф Лтд.», экспортировавшей «Бриг», признали, что усилитель полностью соответствует стандарту HI-FI и всем требованиям западного рынка.
полный размер.jpg
Серия «Бриг» имела характеристики, во многом превосходившие «недоступные» в СССР более дорогие и, главное, западные комплектующие:
• номинальная выходная мощность: 2 × 50 Вт (при нагрузке 4 Ом);
• номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ: 20…25 000 Гц;
• коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16000 Гц: 0,1 %;

• коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15 %;
• переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ;
• отношение сигнал/шум, взвешенное по отношению к номинальной выходной мощности линейного входа: 86 дБ;
• потребляемая мощность: 150 Вт;

• габаритные размеры: 452×372×118 мм;
• вес: 15 кг;
• розничная цена в СССР: 625 руб;
• Розничная цена в Великобритании: 300 фунтов стерлингов в 1976 году (сейчас 1500 фунтов стерлингов).

Партия сказала надо, комсомол ответил есть

В начале 70-х все доступные советским гражданам усилители, такие как «Электроника Б1-01» (а также их аналоги, встроенные в вертушки и катушечные магнитофоны), не только не уступали своим западным аналогам, но и буквально хуже по всем объективным и субъективным параметрам. Неудивительно, что к 1975 году идея качественной аудиоаппаратуры была признана правящим меньшинством.
полный размер.jpg
Электроника Б1-01 — усилитель подвергся особой критике со стороны Лихницкого.
Руководители промышленных ведомств в Советском Союзе понимали, что низкий уровень качества ширпотреба наполнен чувствительным пинком Политбюро отставать от Запада — это в полной мере относилось и к аудиоаппаратуре. Помимо объективной необходимости, это была провокационная инициатива снизу. В основном за советский HI-FI ратовали инженеры-энтузиасты, которые больше других понимали, что особенности технологической и производственной базы позволяют его производить.
Ключевое решение о создании «Брига» принял начальник 10 главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов.

Именно этот человек, бывший сотрудник Ленинградского радио, известный репортажем из горящего танка во время блокады Ленинграда, курировал объединение «Океанприбор». Кроме всего прочего, Свиридов был страстным меломаном-аудиофилом и посещал вечеринки, где имел возможность оценить качество крутой западной аппаратуры.

Понимая потребность в аналогах гражданских раритетов в Советском Союзе, чиновник создал направление по разработке и выпуску качественной техники.
Дело осложнялось тем, что в 1971 году Ленинградский обком партии постановил: «Комплекс технического приборостроения «Океанприбор» в свободное от оборонной промышленности время будет готовить посуду для советских домохозяек». К счастью, позже, в 1973 году, под давлением Свиридова обком изменил свое решение на: «догнать и перегнать Запад, запустить в серию крутые советские УМЗЧ».
полный размер.jpg
Партия заявила, что усилитель должен быть готов к 1975 году. Разработку поручили отделу товаров народного потребления (читаем между буквами «HI-FI аппаратура»), который структурно входил в состав подразделения «Океанприбор» с не менее морское название научно-исследовательского института «Морфизприбор». Заведующей кафедрой была кандидат наук Алла Каляева. По слухам, именно эта влиятельная женщина, известная в кругу петербургских филофонистов, «пробила» создание направления HI-FI у шефа (Свиридова.

Свиридов и Каляева, знавшие Лихницкого по меломанам, закрыли собрания для узкого круга прослушивания аппаратуры, пригласили талантливого инженера для участия в проекте.
Лихницкий, работавший в не интересующей его области медицинского оборудования, с радостью согласился. Как только разгорелась дискуссия о том, что можно быстро спроектировать и запустить в производство, Анатолий Лихницкий сказал, что лучший вариант — его кишки. 1970 г. Предложение было принято, через 3 месяца был выпущен первый опытный образец, а после 2 лет мучений появился бриг».

Из воспоминаний Лихницкого:

«Самой удачной частью стереосистемы оказался транзисторный усилитель с потрясающими для того времени параметрами: мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения 0,1%, полоса частот 5-50 000 Гц, но на удивление, этот усилитель звучал весьма неплохо.»
Именно схемы этого усилителя, выполненные с использованием симметричного квазикомплементарного выходного каскада, и стали основой для будущего Бриг. По словам Лихницкого, его детище «доиграло» как собственные ламповые разработки 6С4С, так и один из легендарных ламповых усилителей Dynaco».

Сквозь тернии к звуку

В процессе разработки группа инженеров, и в первую очередь Лихницкий и Каляева, столкнулась с рядом серьезных технических, производственных и, как это часто бывало в Советском Союзе, организационных проблем.

На этапе разработки главной проблемой были транзисторы. На усилителе Лихницкого они были германиевые, использование которых в новинке не предполагалось. Переход на кремний означал изменение схемы выходного каскада. Проблема была решена переработкой исходного квазидополнительного варианта.
Он послужил основой для создания усилителя напряжения, который был включен в серийную схему Бриг. Доработка позволила использовать в терминале низковольтные кремниевые транзисторы КТ 361. Как позже заметил Лихницкий, решение выходного каскада было близко к схеме Питера Уокера, использованной в «Квад 303”.
полный размер.jpg
Одним из интересных технических решений, заимствованных у других советских HI-FI усилителей, были дискретные 24-позиционные переключатели тембра. Конструкция была просто скопирована с немецких образцов, которые автор «Брига» нашел дома. Кстати, Анатолий Лихницкий был большим знатоком немецкого звука 30-х и 40-х годов.

полный размер.jpg
На начальном этапе разработки не удалось избежать организационных трудностей. По словам Лихницкого, он был неформальным руководителем группы, разрабатывавшей бриг. Однако его положение в структуре ведомства казалось ему шатким.
В состав отдела входило 3 сектора:

• Сектор развития;
• сектор дизайна;
• Группа дизайнеров.
Каляева — руководитель темы, Лихницкий — руководитель основных направлений исследований.
полный размер.jpg
Анатолий Лихницкий.
Позже по воле случая Анатолий займет место заведующего сектором развития (что для беспартийного Лихницкого является внушительным карьерным ростом), обязанности которого он частично исполнял ранее. Получив законную власть в секторе, инженер структурирует вверенное ему подразделение и создает несколько групп. Особое место занимала «группа ресурсов». Лучше всего об этом написал в своих мемуарах сам Лихницкий:

«Эта вывеска всегда привлекала внимание проверявших нас чиновников, и мне приходилось честно объяснять, что лидер этой группы, вооруженный коньяком и шоколадом, может получить все недостающие комплектующие и материалы. в течение недели, а не через год, как это официально сделано…»

полный размер.jpg
На этапе производства первой серии «Бригов» тоже не обошлось без проблем. Серийное производство усилителя должно было происходить на предприятии «Водтрансприбор». Сборщики, настройщики и прочий квалифицированный пролетариат на заводе не хотели менять престижную хлебную спецтехнику не очень перспективного в плане заработной платы Брига. Первые серийные усилители начинали гореть при настройке. Лихницкого и Каляева пытались обвинить в создании «модели, не пригодной для серийного производства», и, по словам Лихницкого, над головами разработчиков сгустились «тучи». Позже хитроумно спланированная диверсия была раскрыта, и усилители перестали гореть.

Оцените статью
Блог про Steam