- История
- Николай Гулаев
- Лучшие советские колонки больших размеров
- Топ 10 акустических систем СССР
- 35АС-012 «Radiotehnika S-90»
- 25АС-109 (25АС-309)
- 25АС-225 «Комета» (15АС-225)
- «Родина» АМ0301, АМ0302
- 50АС-012 «Союз»
- 50АС-106 «Вега»
- 25АС-027 «Амфитон» (150АС-007), 150АС-007 «ЛОРТА»
- 35АС-028-1 «Кливер»
- Особенности
- Преимущества колонок
- Минусы
- Радиола «Симфония»
- Сравнение советских и современных акустических систем
- Седьмое место
- Лучшие модели
- 35АС-012 «Radiotehnika S-90»
- 25АС-109 (25АС-309)
- 50АС-022 «Амфитон» (100АС-022)
- 25АС-225 «Комета» (15АС-225)
- «Родина» АМ0301, АМ0302
- 50АС-012 «Союз»
- 50АС-106 «Вега»
- 25АС-027 «Амфитон» (150АС-007), 150АС-007 «ЛОРТА»
- 35АС-028-1 «Кливер»
- Установка
- Заключительный этап
- Проигрыватели среднего сегмента
- Электроника Б1-01
- Вега ЭП-122
- Эстония ЭП-010С
- Советские акустические системы: как развивалось производство акустики
- Четвертое и третье место
- Как подключить?
- Ремонт Амфитон 50АС-022.
- 20АС, 25АС
История
Формирование первых советских колонн началось вскоре после окончания войны. До этого были только обычные радиовещатели. Но в 1951 году разработчики начали думать о том, как создать полноценную акустическую систему для домашнего использования. В то время люди умели не только генерировать идеи, но и максимально быстро воплощать их в реальность. Поэтому за разработку новых акустических моделей взялись практически сразу.
Старые советские колонки до сих пор приятно удивляют. На самом деле, с первых же дней их создания техника была выполнена на высшем уровне. Динамики были дополнены громкоговорителем, намагничивающим элементом и мощной электродинамической головкой. Уже в то время музыка на такой технике звучала очень достойно.
С середины прошлого века в Советском Союзе стали активно производить качественные приемники, которые почти до самого распада Союза можно было найти в каждом советском доме или квартире. Их использовали не только в небольших квартирах и частных домах, но и на дискотеках и концертах.
Ведь среди ассортимента АС, выпускавшихся в то время, было немало качественной и действительно мощной аппаратуры.
Николай Гулаев
Фото: РИА Новости
Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайской (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной общеобразовательной школы и школы ФЗУ, по вечерам занимался в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Летчик-любитель был направлен в Сталинградскую авиашколу, которую окончил в 1940 году.
Во время войны Гулаев пользовался репутацией смельчака. В августе 1942 года с ним произошел случай, показавший и мужество, и определенное упорство в его характере. У молодого летчика не было разрешения на ночные полеты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились фашистские самолеты, в небо поднялись опытные летчики. Вместе с ними прилетел и Гулаев, решивший доказать, что он ничем не хуже «стариков». В результате в первом же бою без опыта, без помощи прожекторов был уничтожен немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся в аэропорт, прилетевший генерал сказал: «За то, что я самовольно вылетел, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолет, повышаю звание и представляю к награде».
Лучшие советские колонки больших размеров
Несмотря на все недостатки, даже сегодня есть много поклонников советской акустики, хотя современные агрегаты имеют гораздо лучшее качество компонентов и сборки. Встроенные в деревянный корпус колонки из СССР хорошо передавали низкие частоты и не хрипели на максимальной громкости. Многополосная акустика позволяла раздельно излучать и настраивать разные звуковые частоты.
Заполонившая мировые рынки дешевая китайская техника такими возможностями похвастаться явно не может.
К лучшим советским колонкам можно добавить следующие экземпляры:
- Электроника 150АС-001. Новейшая и самая технологичная разработка советской промышленности. Он появился в конце 80-х годов и так и остался экспериментальной конструкцией. Диапазон частот 25-40 000 Гц, мощность 150 Вт. Такое оборудование и сегодня достаточно дорогое, несмотря на определенные конструктивные недостатки.
- С90. Легендарная марка Рижского радиотехнического завода, мечта каждого советского меломана. Первая акустическая система из СССР, соответствующая международным стандартам и получившая качество Hi-Fi. S90 выпускался не только для внутреннего рынка, но и как экспортный продукт. Диапазон частот 25-25000 Гц, мощность 35-90-600 Вт.
- 25АС-109. Аппаратура получила признание благодаря своей компактности и достойному качеству звука. В отличие от других моделей AC, 25AC-109 предназначался именно для дома, а не для концертных площадок. Диапазон частот — 40-20000 Гц, мощность — 25-35 Вт.
- 50АС-012 Союз. Акустическая система Bryan фактически представляет собой «урезанную» и более дешевую версию S90. Несмотря на отсутствие блока и индикатора перегрузки, аппаратура и сегодня выглядит и звучит вполне прилично. Диапазон частот 40-25000 Гц, мощность 50-90 Вт.
- 50АС-022 «Амфифон». Популярность оборудование завоевало за счет высокой мощности и сравнительно небольшого веса при достаточно солидных размерах. Этого удалось добиться заменой деревянного корпуса на ДСП, что, конечно же, сказалось на качестве звука. Высокая чувствительность аппаратуры несколько компенсирует этот недостаток. Диапазон частот «Амфитона» 25-25000 Гц, мощность 80-150 Вт.
Топ 10 акустических систем СССР
За годы советской власти в СССР было произведено множество различных громкоговорителей. И хотя все они давно отслужили свой срок, они до сих пор пользуются спросом у любителей винтажной радиоаппаратуры. Например, цена редкого 35AC DS-017 в каталогах интернет-магазинов составляет около 1000 долларов. В приведенный ниже рейтинг вошли десяток динамиков советского периода, запросы на которые чаще всего можно найти в Интернете.
35АС-012 «Radiotehnika S-90»
Эта знаменитая трехполосная колонка с фазопреобразователем производства Производственного объединения «Радиотехника» (Рига) была создана еще в 1975 году. Она предназначалась для использования с мощным УНЧ высшего класса (Hi-Fi). Долгое время С-90 считался лучшим громкоговорителем в стране, лишь незадолго до распада Советского Союза уступив свои позиции новейшей отечественной разработке.
Основные технические и эксплуатационные критерии 35АС-012 «Радиотехника С-90»:
Диапазон частот, Гц | 25…25000 |
Индекс чувствительности, дБ | 88 |
Показатель сопротивления, Ом | 4 |
Текущий показатель, Вт | — номинальный — 35;
— паспорт — 90; — краткосрочная — 600 |
Производительность динамика | — НЧ — 75ГДН-1-4;
— МФ — 20ГДС-1-8; — КВ — 6ГДВ-6-16; |
Измерения и т д | 710 х 360 х 285 |
Вес (кг | 23 |
Внешне колонка представляет собой неразборный короб из ДСП толщиной 16 мм, поверхности которого отделаны шпоном, имитирующим ценные породы дерева. В данном случае материалом для лицевой панели послужила фанера толщиной 22 мм. Изнутри коробка была наполнена технической ватой. С помощью снятых регуляторов можно установить необходимый уровень высоких и средних частот. Каждый динамик снаружи защищен черной металлической сеткой.
25АС-109 (25АС-309)
Эта трехполосная колонка была произведена в городе Бердске на местном радиозаводе. Технические и эксплуатационные критерии 25АС-109 (25АС-309):
Диапазон частот, Гц | 40…20000 |
Показатель сопротивления, Ом | 4 или 8 |
Текущий показатель, Вт | — номинальный — 25;
— паспорт — 35; |
Производительность динамика | — НЧ — 35ГДН-1-4 (25ГД-26Б);
— СЧ — 20ГДС-4-8 (15ГД-11А); — КВ — 5ГДВ-1-8 (3ГД-31). |
Измерения и т д | 480 х 285 х 260 |
Вес (кг | 1. 3 |
Конструктивно колонки были собраны в коробе из ДСП. Наружные стены были отделаны шпоном, а фасад покрыт фальшпанелями. Все динамики были защищены черной металлической сеткой.
50АС-022 «Амфитон» (100АС-022)
Эта трехполосная фазоинверторная колонка была произведена на Карпатском производственном объединении (Ивано-Франковск). Технические и эксплуатационные параметры 50АС-022 «Амфитон» (100АС-022):
Диапазон частот, Гц | 25…25000 |
Индекс чувствительности, дБ | 86 |
Показатель сопротивления, Ом | 4 |
Текущий показатель, Вт | — паспорт — 80;
— краткосрочный — 150. |
Индикаторы для динамиков собственного производства | — НЧ — 75ГДН-3-4;
— МФ — 20ГДС-3-8; — КВ — 6ГДВ-7-16. |
Измерения и т д | 675 х 360 х 300 |
Вес (кг | 24 |
Неразборный корпус динамика собран из 18 мм ДСП, облицованной шпоном. Оригинальный внешний вид динамиков позволил дизайнерам отказаться от бутафорской передней панели.
25АС-225 «Комета» (15АС-225)
Это двухполосная акустическая система с фазоинвертором производства завода точного машиностроения (Новосибирск). Эта звуковая система комплектовалась магнитофонами «Комета» и «Нота». Технические и эксплуатационные параметры 25АС-225 «Комета» (15АС-225):
Диапазон частот, Гц | 63…16000 |
Индекс чувствительности, дБ | 84 |
Показатель сопротивления, Ом | 4 |
Текущий показатель, Вт | — номинальный — 15;
— максимальная долгосрочная — 25 |
Производительность динамика | 25ГДН-3-4 и 5ГДВ-1 (ВЧ) |
Измерения и т д | 328 х 190 х 190 |
Вес (кг | 5,8 |
Фанерный ящик АС был обклеен декоративной пленкой. Фасад с динамиками был защищен от повреждений металлической сеткой.
Читайте также: Как создать почту на Яндексе: инструкция для ПК и телефона
«Родина» АМ0301, АМ0302
Эстрадные колонки этой серии собирались на Люберецком заводе электромузыкальных инструментов. С их помощью озвучивались концертные залы. Эти звуковые системы работали с мощными УНЧ.
Технические и эксплуатационные параметры Родина АМ0301, АМ0302 и др.:
Диапазон частот, Гц | 45…12000 |
Индекс чувствительности, дБ | 96 |
Показатель сопротивления, Ом | 8 или 16 |
Текущий показатель, Вт | паспорт — 60 или 100 |
Неравномерность АЧХ, дБ | 15 |
Среднее звуковое давление, Па | не менее 0,15 |
В качестве генераторов звука использовались широкополосные громкоговорители ЛОМО 4А-32 (ГД3030-1, 30ГД-301) и 50-ваттные ВЧ головки типа РСЭ. Все эти колонки были установлены в открытом деревянном ящике, обтянутом снаружи звукопоглощающим материалом, при этом обеспечив хорошее воспроизведение звука там, где на большой сцене играли «живые» настоящие инструменты.
50АС-012 «Союз»
Это трехполосный динамик, производство которого было организовано на электромеханическом предприятии в городе Брянске. Звуковая система работала с УНЧ, максимальная долговременная мощность которого не превышала 50 Вт.
Технические и эксплуатационные параметры корабля «Союз 50АС-012»:
Диапазон частот, Гц | 40…25000 |
Индекс чувствительности, дБ | 85 |
Показатель сопротивления, Ом | 4 |
Текущий показатель, Вт | — номинальный — 50;
— лимит — 90 |
Производительность динамика | — НЧ — 75ГДН-3-4;
— МФ — 20ГДС-3-8; — КВ — 6ГДВ-7-16 |
Измерения и т д | 698 х 357 х 273 |
Вес (кг | 23 |
Короб этой колонки из 18 мм фанеры был облицован шпоном.
50АС-106 «Вега»
Этот трехполосный динамик с фазоинвертором производства фирмы «Вега» (Бердск) был рассчитан на работу с высококлассными УНЧ мощностью не более 35 Вт.
Технические и эксплуатационные параметры 50АС-106 «Вега»:
Диапазон частот, Гц | 40…25000 |
Индекс чувствительности, дБ | 84 |
Показатель сопротивления, Ом | 8 |
Текущий показатель, Вт | — максимальное — 50;
— предельный кратковременный — 75 |
Индикаторы для динамиков собственного производства | — НЧ — 35ГДН-1-8;
— МФ — 20ГДС-4-8; — КВ — 10ГДВ-2-16 |
Измерения и т д | 580 х 280 х 300 |
Вес (кг | 15,6 |
Звукоизлучающие головки помещались в фанерный ящик, декорированный шпоном. Твитер, расположенный в верхней трети лицевой панели, имел пластиковую рамку, а СЧ- и НЧ-головки были прикрыты от повреждений защитной сеткой.
25АС-027 «Амфитон» (150АС-007), 150АС-007 «ЛОРТА»
Эти трехполосные громкоговорители с фазовращателями оба выпускались на Львовском ПО им. В.И. Ленина (ЛОРТА) и на предприятии «Ферроприбор» (Ленинград). Они были разработаны специально для небольших помещений.
Технические и эксплуатационные параметры 25АС-027 «Амфитон» (150АС-007), 150АС-007 «ЛОРТА»:
Диапазон частот, Гц | 25…31500 |
Индекс чувствительности, дБ | 86 |
Показатель сопротивления, Ом | 4 |
Текущий показатель, Вт | Максимальный проход — 50 |
Производительность динамика | — НЧ — 50ГДН-3;
— МФ — 20ГДС-3; — КВ — 10ГИ-1-4 |
Измерения и т д | 600 х 320 х 270 |
Вес (кг | 25 |
Громкоговорители были собраны в коробе из шпонированного ДСП толщиной 18 мм. При этом лобовой лист имел толщину 38 мм, что значительно повышало жесткость. Все динамики в декоративной рамке.
35АС-028-1 «Кливер»
Этот трехполосный громкоговоритель производился на приборном заводе «Красный Лучс» и предназначался для работы с усовершенствованными УНЧ минимальной мощностью не менее 20 Вт. При использовании менее мощных УНЧ звук становился неестественным.
Технические и эксплуатационные параметры:
Диапазон частот, Гц | 31,5…25000 |
Индекс чувствительности, дБ | 86 |
Показатель сопротивления, Ом | 4 |
Текущий показатель, Вт | — номинальный — 35;
— паспорт — 75; -максимальный краткосрочный — 130 |
Производительность динамика | — НЧ — 75ГДН-1Л-4;
— МФ — 20ГДС-1Л-8; — КВ — 6ГДВ-4-8 |
Измерения и т д | 714x396x357 |
Вес (кг | 32 |
Жесткий корпус динамика, декорированный шпоном, собран из ДСП и фанеры. Внутри он заполнен сверхтонким стекловолокном, эффективно поглощающим акустическую энергию. Фасад был закрыт съемной декоративной панелью, обтянутой звукопрозрачной тканью. На переднюю панель выводились светодиодные индикаторы перегрузки и уровня мощности. Это дало возможность визуально проверить подводимую мощность и зафиксировать ее максимально допустимый уровень, уберегая динамики от повреждений.
Интересный! Для квалифицированных радиолюбителей компания изготовила комплект оригинального дизайна «Старт». С ее помощью удалось собрать АУ, которая по характеристикам аналогична колонкам 35АС-028-1 «Кливер».
Особенности
Советские колонки имеют как свои достоинства, так и недостатки. При этом многие закрывают глаза на все сложности и покупают ретро-технику. Очень легко понять, почему.
Преимущества колонок
Почти все громкоговорители родом из СССР пассивные. Поэтому связать их с современной техникой очень сложно. Но качество звука намного лучше. В отличие от дешевой и не очень качественной китайской продукции, старая акустика многополосная. Используя его, вы можете издавать высокие, низкие и средние звуковые частоты отдельно.
Если раньше были не очень качественные динамики, то теперь их модернизировали. Поэтому качество продукции, которую можно найти сейчас, гораздо выше.
Большинство советских колонн были деревянными. Хотя сейчас в производстве корпусов чаще используется пластик. Это удешевляет оборудование, но также негативно сказывается на звуке. Зато советские колонки прекрасно передают низкие частоты и не хрипят на большой громкости.
Минусы
Однако методика имеет существенные недостатки. По большей части они связаны с тем, что в настоящее время техническое развитие продвинулось вперед. Стоит отметить, что качество деталей и проводки может неприятно удивить. Такие динамики также очень быстро собирают пыль. Вроде бы ничего особо страшного в этом нет, но часто именно из-за этого звук становится хуже и тише.
Нельзя забывать, что корпуса раньше собирались из дерева. А это достаточно хрупкий материал, который время может серьезно повредить. Из-за этого столбы тоже недолговечны. Тем не менее, вы всегда можете попытаться найти винтажное снаряжение, о котором хорошо позаботились.
На самом деле недостатки не столь значительны. Вам просто нужно немного улучшить качество динамиков. Как правило, устаревшие кабели заменяются одновременно. Вместо них используются современные акустические кабели. Звукоизоляционную вату также заменяют синтетическим зимним кремом или поролоном. Если древесина потеряла свою плотность, также усиливаются незакрепленные стыки. Если важна именно эстетическая сторона, то можно над этим поработать.
Избавиться от царапин и улучшить внешний вид динамиков может любой мало-мальски опытный знаток радиотехники.
Радиола «Симфония»
1965 год стал еще одной вехой в производстве приемников. Именно в этом году в СССР вышла первая отечественная радиола. Он был построен по ламповому методу. Стереофоника, получившая название «Симфония», служила своеобразным музыкальным центром того периода.
Что входил в состав радиолы? В ее конструкции был электрофон. Это позволяло воспроизводить виниловые пластинки. В состав симфонии также входил приемник, излучающий звук.
Сегодня эта радиола есть лишь у немногих любителей ретро, да и то она используется только для внутренней отделки. С точки зрения акустики такой прием, являвшийся эталоном инженерной мысли последних лет, значительно устарел.
Сравнение советских и современных акустических систем
Сравнивая советские и современные акустические системы, часто делают ошибку, сравнивая вещи, которые по-хорошему не должны сопоставляться. Чтобы не ошибиться на этот счет, нужно немного разбираться в истории акустики. Чаще всего сравнивают массовую советскую акустику С-90 и современные недорогие колонки, и всегда получают один и тот же результат — даже по техническим показателям советская акустика лучше. Но можно ли проводить такие сравнения? Не совсем, потому что советская акустика была очень дорогой для своего времени, а в пересчете на современные деньги, получается, что их приходится сравнивать с современными стереопарами из средне-высокой ценовой категории. Естественно, по большинству показателей советская акустика будет проигрывать дорогой современной, но ведь она сделана по стандартам Hi-Fi 50 лет назад.
Лучшие советские колонки
При покупке акустики нужно делать выбор, исходя из своих задач. Некоторые считают, что лучше купить советскую стереопару за небольшие деньги, а не современную дешевку. В чем-то такие люди совершенно правы, особенно если учесть качество исполнения советской аудиоаппаратуры. Такие колонки не раскроют всех прелестей современного Hi-Fi, но зато надежно выполнят свою функцию и будут более качественными, чем современные дешевые. То есть если человеку важно качество звука и у него ограниченный бюджет — советские колонки — выбор лучше дешевых современных. Также советскую акустику стоит выбирать тем, кто любит старую технику и у кого она вызывает чувство ностальгии.
Если есть деньги, а качество звука в приоритете, то стоит присмотреться к современной дорогой акустике (500$+). В этом случае вы сможете насладиться Hi-Fi в современном стиле, который будет лучше, чем советский. Опять же надо понимать, что это преимущество развития технологий, и современная дорогая акустика лучше советской не потому, что в СССР делали плохие стереопары.
Ну и последний, но не менее важный факт. При покупке колонок помните, что это только часть аудиосистемы и соответственно звукового оборудования, для дорогих колонок нужен дорогой усилитель и хорошие звуковые карты, что увеличит конечную стоимость оборудования. В некоторых случаях целесообразнее купить советскую акустику.
Советские колонки с усилителем
Седьмое место
Электроника 35ac 130
Седьмое место занимает Electronics 35ac 130 — очень редкая акустика. Главная фишка акустики Electronics 35ac 130 — пассивный басовый излучатель на тыльной стороне. По внешнему виду это стандартная полочная акустика. В динамиках два динамика. Масса довольно большая для палочника — около 12 кг, а чувствительность не очень высокая — всего 84 децибела. Еще понравилось, что эта акустика всеядна, подавай — от рока до металла, от классики до джаза. Живые инструменты на этих колонках тоже звучат вполне натурально.
Лучшие модели
Всем, кто хочет купить хорошие советские колонки, лучше внимательно ознакомиться с рейтингом лучших товаров из СССР.
35АС-012 «Radiotehnika S-90»
Бренд «Радиотехника», как известно, был популярен не только на территории Союза, но и за его пределами. Лучшие модели того времени производились на одноименном заводе в Риге. Эта колонка была создана в 1975 году. Долгое время она считалась одной из лучших. Обогнать ее по характеристикам удалось лишь ближе к 90-м годам прошлого века. У «Радиотехники» тогда были полноправные конкуренты.
Весит такая колонка 23 кг. Внешне выглядит как ничем не примечательный ящик, обшитый ДСП. Изнутри деревянный ящик был наполнен технической ватой. Внешне динамики в этой модели были защищены специальной металлической сеткой.
25АС-109 (25АС-309)
Такие колонны в советское время производились в городе Бердске. Их распространяли с местного радиозавода.
Самые популярные колонки тогда выделялись по следующим параметрам:
- частотный диапазон варьировался в пределах 20 000 Гц;
- показатель мощности — в пределах — 25 Вт;
- аналогичное изделие весит 13 кг.
Такая коробочка из ДСП обшивается и декорируется шпоном. Динамики так же украшены черной металлической сеткой.
50АС-022 «Амфитон» (100АС-022)
Еще одним интересным продуктом от компании «Карпаты» является 50АС-022 Амфитон (100АС-022). Такие колонны производились в Ивано-Франковске.
Этот продукт имеет очень хорошие свойства:
- частотный диапазон таких динамиков 25000;
- мощность в пределах 80 Вт;
- габариты изделия достаточно большие, вес – 24 кг;
- короб изготовлен из ДСП, основание обрамлено шпоном.
25АС-225 «Комета» (15АС-225)
Колонки от этого бренда начали выпускаться в середине прошлого века. Первыми магнитофонами у них были Note и Comet. Частотный диапазон варьируется в пределах 16000 Гц. Мощность находится в пределах 15-25 Вт. Вес такого изделия составляет 5,8 килограмма.
«Родина» АМ0301, АМ0302
Такие модели собирались на Люберецком заводе. Там же производились и другие электрические музыкальные инструменты. В основном все делалось для того, чтобы концерты озвучивались.
- Диапазон частот находится в пределах 12000 Гц.
- Показатель сопротивления 8-16 Ом.
- Показатель мощности составляет 15 дБ.
50АС-012 «Союз»
Это еще одна интересная модель ретро-техники производства Брянска. Этот тип звуковой системы работал с большой мощностью. Частотный диапазон в пределах 25000. Мощность также в пределах 50 Вт. Устройство весит ок. 23 кг.
50АС-106 «Вега»
Такие громкоговорители советского производства производились в Бердске, ПО «Вега». Они были достаточно мощными для того времени.
Параметры, по которым такие изделия отличались от других, следующие:
- диапазон частот в пределах 25000 Гц;
- индекс чувствительности — 84 дБ;
- мощность — 50 Вт;
- изделие весит в пределах 15-16 кг.
Защитная сетка плотная и прочная. Так что колонки надежные и добротные, хоть и прошло много времени, работают очень хорошо.
25АС-027 «Амфитон» (150АС-007), 150АС-007 «ЛОРТА»
Так как размеры дома в Советском Союзе зачастую были небольшими, то и колонки для дома покупали обычно не очень большие. Трехполосные громкоговорители этой фирмы выпускались либо в Ленинграде на предприятии «Ферроприбор», либо во Львове.
Технические характеристики этого продукта следующие:
- диапазон частот в пределах 31000 Гц;
- индекс чувствительности – до 86 дБ;
- мощность в пределах 50 Вт;
- изделие компактное, но не очень легкое – весит в пределах 25 кг.
Громкоговорители этого типа были собраны в небольшом корпусе, обшитом качественным и прочным ДСП. Это сделало динамики сильными. В то же время, этот продукт красиво оформлен.
Благодаря этому колонки идеально вписываются в стиль любого помещения.
35АС-028-1 «Кливер»
Такие премиальные колонки разработаны на заводе в Красном Луче. Главным недостатком таких колонок считалось то, что если подключить колонки к слабому устройству, то звук будет очень неестественным, что не порадует ценителей хорошей музыки.
Такие динамики различаются по следующим параметрам.
- Чувствительность — 86 дБ.
- Диапазон частот — 25000 Гц.
- Мощность — 35 Вт.
- Вес — 32 кг.
Изнутри такая колонна заполнена тончайшим волокном. За счет этого устройство хорошо работает даже на низких частотах. Фасад красиво обшит декоративной панелью. Основание украшено светодиодными индикаторами, позволяющими визуально отметить, какую мощность потребляет оборудование.
Вообще среди выбора советских колонок можно найти полочные, потолочные и напольные колонки разных типов. И если попса и концерты сейчас вряд ли кому пригодятся, то вот маленькие практичные колонки, которые делались для малогабаритных квартир, купить и пользоваться ими сейчас вполне реально.
Установка
Несмотря на недостатки, колонки С-90 вполне подходили для советских меломанов. На протяжении десятилетий эта акустическая система была одной из самых популярных. Любители музыки не забывают ее и сегодня. Ведь колонки S-90 — это живой символ ушедшей эпохи. Это агрегат внушительных размеров, что соответствует 36х71х28,5 см. Поэтому их нужно было правильно установить, соблюдая дистанцию не менее 2 м от слушателя. Однако сделать это в тесных советских квартирах было невозможно. Поэтому настоящий звук, который могла издавать такая акустика, слышали только соседи.
Заключительный этап
Акустика СССР окончательно сложилась с выпуском модели 75АС-001. Это было вершиной инженерной мысли советского периода. При разработке этой модели впервые использовались методы математического проектирования. Кроме того, для оптимальной работы различных элементов, таких как кроссовер и головка, использовались компьютеры (предшественники современных компьютерных систем).
Самая совершенная акустика в СССР, которой была модель 75АС-001, имела динамик замечательного качества. Кроме того, любителей хорошего звука поразила чувствительность, которая составила 91 дБ. По тем временам эта цифра была просто невероятной.
Динамик (электродинамическая головка) модели обеспечивал, помимо всего прочего, хороший частотный диапазон, который варьировался от двадцати пяти до двадцати пяти тысяч Гц. Кроме того, издаваемый звук не имел таких больших искажений, как более ранние модели.
Затем модель была переименована. Новое название 150AS-001. Выпускался как акустический «Корвет», так и «Кливер».
Всего в советский период было разработано около 50 моделей таких систем. Среди них были и такие, которые даже не запомнились пользователям. Однако в массовой продаже имелись и неплохие альтернативы таким системам, наиболее популярные из которых мы рассмотрим ниже
Проигрыватели среднего сегмента
К плеерам среднего сегмента относятся устройства, обеспечивающие наибольший комфорт в использовании и более высокое качество звука. Цена на них выше, чем на оборудование начального уровня. Рассмотрим несколько моделей, которые сегодня можно приобрести на вторичном рынке.
Виниловый проигрыватель Камри
Электроника Б1-01
Электроника Б1-01 представляет собой комплект, состоящий из следующих частей:
- игрок;
- усилитель звука;
- два полных столбца.
Отличительной особенностью модели является возможность тонкой настройки звука. Осуществляется с помощью усилителя. Он позволяет добиться именно того частотного диапазона, который нужен слушателю. Выходная мощность усилителя 60 Вт (оба канала).
Электроника Б1-01
Характеристики:
- частота вращения диска — от 33 до 45 об/мин;
- звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
- усилие зажима иглы — 10 мН;
- динамики — внешние, в комплекте;
- питание — от бытовой электросети напряжением 220 Вт;
- вес — 15 кг (без динамиков и усилителя);
- габариты — 170х465х385 мм (без динамиков и усилителя).
Плюсы
- хорошее оборудование;
- фирменные динамики;
- возможность тонкой настройки характеристик звука.
Минусы
- высокая цена за счет динамиков и усилителя;
- прибор собран полностью на транзисторах.
Вега ЭП-122
В конце существования СССР Бердский радиозавод, известный своей маркой «Вега», улучшил качество своей продукции. В первую очередь это коснулось частотного диапазона. На модели Вега ЭП-122, выпущенной в 1990 году, она была уже 20 — 20 000 Гц. Кроме того, повысилась надежность передачи звука.
Что касается функционала, то он у Веги ЭП-122 минимальный. Есть микролифты и автостоп, но их нельзя отрегулировать — эти функции работают автоматически.
Цены на Вегу ЭП-122 сильно разнятся в зависимости от состояния устройства и могут составлять от 4 000 до 10 000 рублей.
Вега ЭП-122
Характеристики:
- частота вращения диска — от 33 до 45 об/мин;
- звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
- усилие зажима иглы — 10 мН;
- динамики — внешние, в комплект не входят;
- питание — от бытовой электросети напряжением 220 Вт;
- вес — 4,4 кг;
- габариты — 430х112х349 мм.
Плюсы
- хороший частотный диапазон;
- легкий вес.
Минусы
- мало функций;
- прибор собран полностью на транзисторах.
Эстония ЭП-010С
Плеер, который производился в Прибалтике и был аналогом японского аппарата Sharp Optonica RP-7100. Главным преимуществом этой модели является полная автоматизация воспроизведения. Он имеет те же элементы управления, что и кассетный магнитофон или проигрыватель компакт-дисков. Вы даже можете перематывать с одной дорожки на другую. Это реализовано за счет быстрого перехода головки звукоснимателя. Кроме того, модель имеет:
- микролифт для плавного опускания головы;
- автостоп;
- стробоскоп для автоматического контроля скорости вращения диска.
Эстония EP-010S имеет следующие органы управления:
- 7 кнопок, отвечающих за проигрываемую песню;
- ручки управления тонармом;
- регулятор скорости.
Плееру также нужны внешние динамики, так как своих у него нет.
Эстония EP-010S
Характеристики:
- частота вращения диска — от 33 до 45 об/мин;
- звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
- усилие зажима иглы — 10 мН;
- динамики — внешние, в комплект не входят;
- питание — от бытовой электросети напряжением 220 Вт;
- вес — 12 кг;
- габариты — 480х108х384 мм.
Плюсы
- возможность перемотки назад;
- программируемое положение тонарма;
- хорошее качество звука.
Минусы
- устройство собрано полностью на транзисторах;
- высокая цена для вторичного рынка.
Советские акустические системы: как развивалось производство акустики
Предпосылки для создания и развития советской акустики были еще в довоенный период, но в то время в стране не было более-менее качественной аппаратуры. Нехватка специалистов, путаница в госстандартах и упор на развитие других направлений в отрасли. В военное время начались некоторые вмешательства против развития радиотехники и особенно звуковых систем. Острый интерес к этому возник в связи с новыми потребностями — инженеры пытались усовершенствовать системы радиовещания и способы связи в военном деле. Но это никак не коснулось простых граждан.
В 1951 году были приняты новые национальные стандарты вещания. С этого момента Советский Союз вплотную занялся разработкой звуковых систем, в том числе и для гражданского населения. Наработки, созданные в годы Великой Отечественной войны, использовались как идеи для новых проектов. Сюда входит влияние немецкой промышленности и документация, к которой страна получила доступ в результате победы. Еще большее влияние оказал опыт работы в Латвии (одно время она входила в состав немецкого предприятия «Телефункен»). В то время он был пионером в звуко- и радиотехнике и работал за счет военных заказов.
Лучшее производство аудио- и радиооборудования в Латвии
В 1965 году была выпущена радиола «Симфония» — первая, построенная по ламповому методу. Трубная акустика была дорогой и недоступной для широких слоев населения. Ламповая звуковая техника того времени ничем не выделялась и сейчас этим особо не удивишься. Транзисторные магнитофоны — это следующий шаг в развитии аудиотехники в СССР. Такие устройства были во многих домах несмотря на то, что стоили они дорого – полугодовая зарплата обычного рабочего.
Прорыв произошел в 1970-х годах. Специалисты прибалтийских республик СССР изучали зарубежные акустические системы и совершенствовали их. После этого начали налаживать серийное производство динамиков. Если посмотреть на модельный ряд того времени, может показаться, что инженеры просто копировали западные технологии, но на самом деле это не так, и в АС советского производства было внесено множество усовершенствований. Те, кто имел возможность сравнивать аналогичные модели из Советского Союза и западных стран, утверждали, что колонки советского производства более качественные и имеют лучший звук. Этот период ознаменовался выпуском таких систем, как С-90, АС 10МАС-1М и других.
Стоит отметить, что акустика 35-АС1 (С-90) стала первой акустической системой в СССР, соответствующей качеству Hi-Fi. Иными словами, они были на достаточно хорошем для своего времени уровне и соответствовали мировым стандартам. Также советская акустика (не вся, но большинство) отличалась замечательным качеством изготовления — корпус делали из настоящей авиафанеры, на материалах не экономили. В поздние годы существования СССР в акустику даже стали интегрировать платы от компьютеров, которые выполняли функцию развития и регулирования звука.
Громкоговорители 35-АС1 (С-90) — первые в СССР акустические системы, соответствующие качеству Hi-Fi
Четвертое и третье место
Пятое и четвертое место — AS Victoria 001 и Symphony 003. Две легендарные акустические системы, которые поставлялись с одноименными ламповыми радиоприемниками. Victoria 001 — установлены редкие динамики с высокой чувствительностью 112 децибел. Symphonies 003 — эта колонка особенно почитаема меломанами. Несмотря на винтажные динамики, Symphony 003 показала высокий класс даже в оригинальном корпусе, элегантный звук, богатый деталями, как будто перед вами не винтажная акустика, а очень дорогие и качественные акустические системы.
Как подключить?
Но чтобы не было проблем с использованием колонок, а также с качеством звука, нужно уметь правильно их подключать к современной технике. Звук в этом случае будет очень хорошим. Чтобы уметь работать с такими колонками, нужно учитывать такие важные моменты. Для того, чтобы иметь возможность выводить качественный звук на советские колонки с помощью компьютера, классическая звуковая карта не подойдет. Нужно покупать более мощную дискретную микросхему. Это позволит вам наслаждаться гораздо лучшим качеством звука. Для усиления сигнала с выхода звуковой карты на сам компьютер необходимо купить еще и усилитель.
Он не должен быть очень мощным. Достаточно усилителя на 5-10 Вт.
Ремонт Амфитон 50АС-022.
Наткнулся на еще один вариант реинкарнации известного комплекта колонок под названием Амфитон 50АС-022. Ситуация стандартная, рассыпается поролоновая подвеска на НЧ и СЧ. Восстанавливаем бас, меняем СЧ на 30ГДС, естественно с пересчетом фильтра. Общий образ на память.
Изображение СЧ более близкое, хрипы НЧ поначалу проявлялись слабо, но критичны были висящие подвесы (затиралась катушка).
При разборке обнаружилась одна проблема. Среднечастотная головка выглядит так.
честно говоря, я думал, что поверх штатных головок накручиваются декоративные накладки. Ну, я не силен в имперских технологиях. Трудности только подпитывают воображение. Тяжелый инструмент в руках и вместо одного динамика у нас две половинки. Первый.
Второй. Стоит отметить, что цель не в восстановлении аутентичной акустики, а в получении продукта с достойными параметрами. Потому что килогерцы поют под ножом без жалости.
Третий шаг — фрезеровать переднюю панель новой колонки и сохранить внешний вид акустики максимально приближенным к оригиналу.
При снятии басовых элементов обнаружилось вот такое уплотнительное кольцо. Следует отметить, что среди разработчиков мнения разделились на два. Одно мнение — хорошее резиновое кольцо под динамик, другое — максимальное прижатие динамика к передней панели без всяких уплотнителей. На фронте второй вариант крепления, с поправкой на чистоту обработки НЧ кривой.
Потом тронули 75ГДН-3 и получили.
Новые вешалки на месте.
Фото старого фильтра.
Собрали акустику, замерили динамики, смоделировали фильтр, построили и протестировали новый. Фото на память.
Схема фильтра не будет в свободном доступе. Окончательное изображение.
Подробнее о причинах замены 20ГДС-3 на 30ГДС рассказано здесь. Они во многом похожи на всю линейку акустики с аналогичным набором динамиков. Для того чтобы найти достойную замену получившейся акустике, необходимо будет накопить довольно ощутимую сумму. В пределах разумного, конечно.
20АС, 25АС
20АС-1 | 20АС-2(20МАС-1, 25АС-421, Электроника Б1-01) | 20АС-3 | 20АСР-1 |
25АС-027(227) Электроника, 25АС-027 Афитон (150АС-007 Амфитон, Лорта) | 25AC-033 Электроника | 25АСА-II | 25АСЭ-101 Статическая |
25АС-101(102), 15АС-109(110) Вега | 25АС-109 (309, 9) Вега | 25АС-109-1(2), 50АС-103(104) Вега | 25AC-111 (311) Эстония |
25AC-121 Романтика | 25АС-126 (326), Д1-012 Электроника | 25AC-128 Электроника | 25АС-131 Амфитон |
25AC-132 Электроника | 25AC-134 Романтика | 25АС-16 мини (25АС-216, 25АС-416) | 25АС-2 (25АС-302) |
25AC-202 (10AC-231) Сонет (15AC-213 Ода) | 25AC-208 Романтика | 25АС-216 (25АС-416, 25АС-16) | 25АС-225 (15АС-225) Комета |
25АС-227(027) Электроника, 25АС-027 Афитон (150АС-007 Амфитон, Лорта) | 25АС-302 (25АС-2) | 25AC-307 Мини (15AC-506, 15AC-306, 15AC-6 Мини) | 25АС-309 (109, 9) Вега |
25AC-311 (111) Эстония | 25АС-326 (126), Д1-012 Электроника | 25AC-328 Электроника | 25АС-416 (25АС-216, 25АС-16) |
25АС-421 (20МАС-1, 20АС-2, Электроника Б1-01) | 25АС-9 (109, 309) Вега | ||